Что такое аутостимуляции у детей с РАС и можно ли с ними бороться?
Аутостимуляции – это повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов. Погруженность в однообразные занятия и действия – одна из характерных особенностей поведения ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), которая наибольшим образом отличает ребенка с аутизмом от детей других нозологических групп. Как правило, это беспокоит окружающих и излишне привлекает внимание к ребенку. Часто подобное поведение может проявляться в том, что ребенок бесцельно бегает по кругу, потряхивая руками, или подолгу «играет», выстраивая длинные ряды предметов, раскручивая колеса машинок, перелистывает книги или журналы.
Можно ли избавиться от стереотипных действий?
Обычно, решить эту задачу привычными педагогическими приемами невозможно. И даже если удается избавиться от какого-то конкретного проявления стереотипной активности, на ее место встают новые виды стереотипий, с которыми снова приходиться «бороться», а в ответ они могут стать еще более навязчивыми и активными. Столь «неудобные» для окружающих стереотипные действия имеют особую важность для ребенка, впечатления, которые он получает с их помощью, дают ему возможность регуляции уровня активности и поддержания состояния комфорта.
С чем связано появление аутостимуляций?
Так же, как и нормотипичные дети, ребенок с РАС нуждается в приятных тонизирующих впечатлениях, но в отличие от сверстников он получает их не в привычном контакте с окружением, а посредством собственных стереотипных действий. Реальное обследование среды подменяется аутостимуляцией.
При искаженном дизонтогенезе, как при расстройствах аутистического спектра, ребенок, лишенный возможности устанавливать полноценный контакт даже с близкими взрослыми, поддерживает свой психический тонус с помощью стереотипной аутостимуляции. Доставляя удовольствие, стереотипные действия тонизируют его, вовлекая в привычный ритм, помогают ему успокоиться и снять перевозбуждение.
Стереотипные действия усиливаются, когда ребёнок испуган, встревожен, это дает ему возможность заглушить ощущение дискомфорта, к которому он склонен из-за своей особой ранимости и из-за трудностей приспособления к меняющимся обстоятельствам.
Самые обычные сенсорные впечатления, контакты с людьми, а особенно их попытки его произвольной организации, новая обстановка и необходимость самых даже небольших изменений, сложившихся привычек – все это провоцируют усиление стереотипных действий, заслоняющих от внешних впечатлений и заглушающих дискомфорт ребенка.
Аутостимуляции обеспечивают не только регуляцию внутренних состояний, защиту от перевозбуждения и дискомфорта, но и, прежде всего, поддержание уровня активности, необходимого для развития отношений ребенка с миром. Необходимые для саморегуляции впечатления маленький ребенок получает преимущественно в эмоциональном взаимодействии с близкими. В эмоциональном общении и в совместной игре происходит освоение им способов саморегуляции поддерживающих развитие отношений с миром. У ребенка с аутизмом, развивающегося в особых условиях биологической дефицитарности, затрудняющей развитие эмоционального контакта с близкими, саморегуляция формируется в патологической форме и начинает служить, прежде всего, формированию средств аутистической защиты.
Чем может помочь педагог-психолог?
Важнейшим условием нормализации психического развития при аутизме является вовлечение ребенка в эмоциональное общение с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание происходящего (Е.Р. Баенская). Именно на его основе у малыша с аутизмом возникает возможность получения разнообразных сенсорных и эмоциональных впечатлений, позволяющих активизировать развитие отношений с окружением. В процессе нормализации процессов саморегуляции закономерно снижается сама потребность в стереотипной аутостимуляции, открываются возможности развития игры и самостоятельного обследования среды.
Как показывает опыт, для достижения таких результатов необходима длительная и интенсивная психологическая коррекционная работа, начинающаяся уже в раннем возрасте ребенка. Содержание и логика начальных этапов такой работы будут рассмотрены в следующих статьях.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.