Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК)? И нужна ли она детям с РАС?
В современной специальной педагогике большое место занимает изучение особенностей развития детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и поиск эффективных путей помощи. Одна из наиболее частых причин, по которой родители ребенка с РАС обращаются за помощью к специалистам – отставание речевого развития.
В чем причины отставания в речевом развитии детей с РАС?
Современное понимание проблем такого ребенка делает очевидным то, что недоразвитие или искажение речевого развития при РАС являются не первичным нарушением, а следствием других особенностей развития.
Среди особенностей детей с аутизмом можно выделить специфику восприятия мира на сенсомоторном уровне, избегание контакта и взаимодействия, снижение произвольности и стремление к стереотипам в деятельности и поведении, особенности обработки информации на уровне аффективно-волевой сферы, трудности в развитии навыков обобщения и переноса. Все это существенно обедняет коммуникативный опыт ребенка и снижает скорость овладения речью, как средством коммуникации. Этим объясняется малая эффективность методов работы, направленных на механическую стимуляцию развития речи ребенка с аутизмом в сравнении с успешной практикой комплексного подхода и использования альтернативных и поддерживающих средств коммуникации.
Не редко, обладая хорошими задатками и способностями к развитию речи, вербальному мышлению, ребенок с РАС пользуется речью весьма специфично или экспрессивная речь отсутствует вовсе. Некоторые дети выражают просьбу отдельными словами, называя желаемый предмет, и не могут составить фразу или употребить в речи глагол. Большинство исследователей отмечают сложность овладения связной речью, обилие аграмматизмов, штамповых фраз в речи детей с аутизмом.
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК)?
Альтернативная и дополнительная коммуникация – это процесс установления взаимосвязи посредством разнообразных знаков с людьми, не способными полноценно общаться на вербальном уровне по каким-либо причинам.
Альтернативной коммуникацией мы называем все средства общения, кроме речи: жесты, мимика, знаки, пиктограммы, графические символы, предметы-символы, технические устройства, компьютерные программы и т.д.
Дополнительная коммуникация – когда человек может пользоваться речью (как правило отдельными словами, фразами), но для полноты и точность высказывания использует дополнительные средства общения.
Нужна ли АДК ребенку с РАС?
На сегодняшний день существует два мнения сторонников и противников введения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в жизнь ребенка с РАС. Основное противоречие заключается в ответе на вопрос не затормозит ли использование средств АДК развитие экспрессивной речи ребенка с аутизмом.
Отсутствие у ребенка с РАС возможности общаться приводит к серьезным последствиям. Невозможность сообщить о своих желаниях, затруднения в передаче информации, дезориентации во времени и пространстве ведут к снижению познавательной активности, ухудшению поведения, невозможности развиваться совместной деятельности, игре, самостоятельности.
Второй серьезной проблемой является вопрос включения ребенка с РАС в инклюзивную среду, где главная составляющая – социальное взаимодействие. При отсутствии у ребенка средств коммуникации – это сделать практически невозможно.
Так ли что успешно развиваться ребенок может только при наличии звучащей речи?
Речь является высшей психической функцией и определяет развитие вербальной части мышления. При этом, отсутствие звучащей (экспрессивной) речи не означает отсутствие импрессивной, а значит развитие мышления возможно даже при отсутствии возможности говорить.
Как развивается речь ребенка с РАС?
Относительно механизмов возникновения речи Л.С. Выготский отмечал: «речь рождается в диалоге». О.С. Никольская подчеркивает, что связная речь формируется только в процессе взаимодействия, в структурированной и понятной ребенку деятельности, например, игре с соблюдением правил. В онтогенезе ребенка с РАС речь проходит те же этапы, что и у нормально развивающихся детей. А значит и использовать АДК необходимо учитывая этапы развития речи в норме. Учитывая этот факт, предлагаем своего рода иерархию использования средств АДК:
Необходимо помнить, что использование средств АДК должно сопровождаться речью педагога (другого близкого взрослого), потому что речь является универсальным средством общения. Она может использоваться в сочетании с любыми другими средствами общения.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.