Методический вектор образовательной интеграции

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК)?  И нужна ли она детям с РАС?

В современной специальной педагогике большое место занимает изучение особенностей развития детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и поиск эффективных путей помощи. Одна из наиболее частых причин, по которой родители ребенка с РАС обращаются за помощью к специалистам – отставание речевого развития.

В чем причины отставания в речевом развитии детей с РАС?

Современное понимание проблем такого ребенка делает очевидным то, что недоразвитие или искажение речевого развития при РАС являются не первичным нарушением, а следствием других особенностей развития.

Среди особенностей детей с аутизмом можно выделить специфику восприятия мира на сенсомоторном уровне, избегание контакта и взаимодействия, снижение произвольности и стремление к стереотипам в деятельности и поведении, особенности обработки информации на уровне аффективно-волевой сферы, трудности в развитии навыков обобщения и переноса. Все это существенно обедняет коммуникативный опыт ребенка и снижает скорость овладения речью, как средством коммуникации. Этим объясняется малая эффективность методов работы, направленных на механическую стимуляцию развития речи ребенка с аутизмом в сравнении с успешной практикой комплексного подхода и использования альтернативных и поддерживающих средств коммуникации.

Не редко, обладая хорошими задатками и способностями к развитию речи, вербальному мышлению, ребенок с РАС пользуется речью весьма специфично или экспрессивная речь отсутствует вовсе. Некоторые дети выражают просьбу отдельными словами, называя желаемый предмет, и не могут составить фразу или употребить в речи глагол. Большинство исследователей отмечают сложность овладения связной речью, обилие аграмматизмов, штамповых фраз в речи детей с аутизмом.

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК)?

Альтернативная и дополнительная коммуникация – это процесс установления взаимосвязи посредством разнообразных знаков с людьми, не способными полноценно общаться на вербальном уровне по каким-либо причинам.

Альтернативной коммуникацией мы называем все средства общения, кроме речи: жесты, мимика, знаки, пиктограммы, графические символы, предметы-символы, технические устройства, компьютерные программы и т.д.

Дополнительная коммуникация – когда человек может пользоваться речью (как правило отдельными словами, фразами), но для полноты и точность высказывания использует дополнительные средства общения.

Нужна ли АДК ребенку с РАС?

На сегодняшний день существует два мнения сторонников и противников введения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в жизнь ребенка с РАС. Основное противоречие заключается в ответе на вопрос не затормозит ли использование средств АДК развитие экспрессивной речи ребенка с аутизмом.

Отсутствие у ребенка с РАС возможности общаться приводит к серьезным последствиям. Невозможность сообщить о своих желаниях, затруднения в передаче информации, дезориентации во времени и пространстве ведут к снижению познавательной активности, ухудшению поведения, невозможности развиваться совместной деятельности, игре, самостоятельности.

Второй серьезной проблемой является вопрос включения ребенка с РАС в инклюзивную среду, где главная составляющая – социальное взаимодействие. При отсутствии у ребенка средств коммуникации – это сделать практически невозможно.

Так ли что успешно развиваться ребенок может только при наличии звучащей речи?

Речь является высшей психической функцией и определяет развитие вербальной части мышления. При этом, отсутствие звучащей (экспрессивной) речи не означает отсутствие импрессивной, а значит развитие мышления возможно даже при отсутствии возможности говорить.

Как развивается речь ребенка с РАС?

Относительно механизмов возникновения речи Л.С. Выготский отмечал: «речь рождается в диалоге». О.С. Никольская подчеркивает, что связная речь формируется только в процессе взаимодействия, в структурированной и понятной ребенку деятельности, например, игре с соблюдением правил. В онтогенезе ребенка с РАС речь проходит те же этапы, что и у нормально развивающихся детей. А значит и использовать АДК необходимо учитывая этапы развития речи в норме. Учитывая этот факт, предлагаем своего рода иерархию использования средств АДК:

  1. Экспрессивно-мимические средства (эмоциональные реакции).
  2. Предметно-действенные средства (предметы в качестве знаков и просьб).
  3. Кинезиознаки (имитация начала действия).
  4. Жесты (социально закрепленные системы двигательных знаков).
  5. Вокализации и интонирование (неречевые звуки и голосовые реакции).
  6. Графические символы, пиктограммы.
  7. Технические средства общения (устройства, позволяющие озвучить просьбы).

Необходимо помнить, что использование средств АДК должно сопровождаться речью педагога (другого близкого взрослого), потому что речь является универсальным средством общения. Она может использоваться в сочетании с любыми другими средствами общения.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.