Методический вектор образовательной интеграции

Необходимо ли адаптировать контрольно-измерительные материалы  для оценки качества обучения учащихся с ТНР?

Категория обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), получающая образование по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, по вариантам 1 и 2, представляет собой крайне разнородную группу обучающихся, различающуюся не только по уровню речевого развития, но и по другим характеристикам психической деятельности.

Какие приемы можно использовать для адаптации материала?

Речевые, психические, коммуникативные и личностные особенности  учащихся с ТНР требуют от педагога адаптации как подходов к предъявлению контрольно-измерительных материалов, так и самих материалов. Приведем примеры некоторых из них:

Каковы общие правила адаптации (на примере процедуры проведения диктанта)?

  1. По содержанию и конструкции предложений тексты диктанта должны быть понятными и доступными обучающимся с ТНР.
  2. Диктант не обязательно должен быть представлен связным текстом, для обучающихся с ТНР он может состоять из отдельных предложений.
  3. В тексте диктанта не должны присутствовать слова на орфограммы, которые в данном классе еще не изучались. Если же использования таких слов избежать не удается, то они обязательно включаются в предварительную словарную работу: записываются на доске, проговариваются учителем и учеником, неизученные орфограммы подчеркиваются педагогом.
  4. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от общего числа слов текста.
  5. Учету подлежат специфические ошибки письма, которые засчитываются за одну на определенную группу ошибок.

Рассмотрим примеры адаптации.

Программа: АООП НОО вариант 5.1, 2 класс. Учебный предмет – Русский язык

  1. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации). Типовой диктант в начале учебного года 2 класса.

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха. (27 слов)

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)

Грамматические задания:

1.В третьем предложение подчеркните гласные буквы.

2.Выпишите три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

  1. Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.   (27 слов)

На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся. По ним проводится предварительная словарная работа. Повторяются правила употребления мягкого знака и йотированных гласных для обозначения мягкости согласного звука.

Грамматические задания:

1.Во втором предложении подчеркните гласные буквы.

  1. Подчеркните в тексте слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Программа: АООП НОО вариант 5.2, 2 класс. Учебный предмет – Русский язык

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

Кони.

Миша идёт по полю. Он видит коней. Кони резво бегут. Миша рад.   (12 слов)

На доске выписаны слова из диктанта: идет, коней, резво, бегут. По ним проводится предварительная словарная работа. Повторяются правила употребления мягкого знака и йотированных гласных для обозначения мягкости согласного звука.

Грамматическое задание:

1.В первом предложении подчеркнуть гласные буквы.

2.Во втором предложении подчеркнуть согласные буквы.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.