Методический вектор образовательной интеграции

Как учитель может помочь ребёнку с кохлеарным имплантом во время урока?

Прогресс шагнул далеко вперёд. В нашей стране в последние 30 лет широко получил современный метод слуховой реабилитации глухих детей –кохлеарная имплантация.

Какие дети с кохлеарным имплантом (КИ) успешно адаптируются в общеобразовательной массовой школе?

Это дети, у которых успешно прошёл запуск речи и уровень речевого развития и понимания речи приближен к нормативному развитию обучающихся. Чаще всего, эти дети с КИ были на занятиях в ранней помощи, посещали массовый детский сад и посещали кружки дополнительного образования по подготовке к школе с нормативно развивающимися дошкольниками. Поэтому у таких детей выбран образовательный маршрут – общеобразовательная массовая школа.

Обучающиеся с КИ представляют собой группу, неоднородность которой обусловлена различными факторами: степень, характер и время снижения слуха; уровень общего и речевого развития; время и качество  имплантирования; время и условия абилитации или реабилитации.

Обучающиеся с КИ имеют следующие особенности, отличающие их от общего числа учеников:

Как выбрать место в классе для ученика с КИ?

Оптимальное место для ученика – это первая парта в центральном ряду напротив стола учителя. Это место позволяет лучше слышать учителя, видеть его лицо. Если нет такой возможности, то ребёнок должен сидеть на боковом ряду, но речевой процессор направлен в сторону учителя.

Какие условия облегчают обучающемуся с КИ понимание речи учителя?

Вы сможете понять ребёнка с нарушением слуха, если представите себя учеником в школе, где и урок идёт на иностранном языке, и вокруг Вас все общаются между собой на иностранном языке. Что вы испытываете? Панику, так как ничего не понимаете, страх, потому что никто не понимает Вас. Так и обучающиеся с нарушением слуха.

Поэтому есть определённые условия, чтобы ученик с КИ лучше усваивал материал на уроке.

  1. В помещении посторонние шумы сведены к минимуму (работа принтера, вентилятора, электрических ламп…).
  2. Учитель говорит чётко, голосом нормальной громкости и в нормальном темпе, не длинными предложениями.
  3. Перед выполнением задания учитель дает инструкцию, когда в классе тихо.
  4. Ученики в классе говорят по одному, не перебивая друг друга.
  5. Обращаясь к ребёнку, давая ему задания, учитель называет ребёнка  по имени.
  6. Учитель записывает задание на доске, но комментирует после того, как повернётся лицом к классу.
  7. Новые термины учитель записывает на доске.
  8. Учитель позволяет обучающемуся с КИ оборачиваться и смотреть на ученика, который отвечает на уроке (Т.к. микрофон в речевом процессоре направлен вперёд, и ученик с КИ не дослышит, что говорят за его спиной).

Все перечисленные условия важны не только для обучающегося с КИ, но и для всех учеников в классе. Поэтому учителю не следует акцентировать внимание на ребёнке с КИ, а лучше на всеобщем уважении ребят друг к другу.

Что такое принцип «опережающего» обучения и как он может быть полезен для обучающегося с КИ?

На помощь учителю при обучении ребёнка с КИ может прийти принцип «опережающего» обучения. Этот принцип часто используют учителя со слабоуспевающими обучающимися.

Некоторые обучающиеся с КИ имеют ограниченный словарный запас, недостаточно сформированную грамматическую систему родного языка. Они медленнее анализируют и хуже понимают речь. Процесс слушания требует у ребёнка с КИ большого напряжения, он быстро устаёт, отвлекается. Через определённое время он включатся в процесс слушания учителя, но нить уже потеряна. Ученик может не усвоить материал урока. Учитель всегда заинтересован в усвоении своего предмета обучающимися, а родители заинтересованы, чтобы ребёнок с КИ усваивал материал урока и был успешен в школе. Поэтому учителю следует рекомендовать родителям ребёнка с КИ проработать   параграф следующего урока. (Выписать незнакомые слова, уточнить их значение, послушать новые термины на слух). Опережающее обучение поможет ребёнку с КИ лучше усваивать материал, расширять словарный запас, развивать слухоречевое восприятие, память. Это не обязательно делать постоянно, но желательно на начальных этапах обучения.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.