Как учитель может помочь ребёнку с кохлеарным имплантом во время урока?
Прогресс шагнул далеко вперёд. В нашей стране в последние 30 лет широко получил современный метод слуховой реабилитации глухих детей –кохлеарная имплантация.
Какие дети с кохлеарным имплантом (КИ) успешно адаптируются в общеобразовательной массовой школе?
Это дети, у которых успешно прошёл запуск речи и уровень речевого развития и понимания речи приближен к нормативному развитию обучающихся. Чаще всего, эти дети с КИ были на занятиях в ранней помощи, посещали массовый детский сад и посещали кружки дополнительного образования по подготовке к школе с нормативно развивающимися дошкольниками. Поэтому у таких детей выбран образовательный маршрут – общеобразовательная массовая школа.
Обучающиеся с КИ представляют собой группу, неоднородность которой обусловлена различными факторами: степень, характер и время снижения слуха; уровень общего и речевого развития; время и качество имплантирования; время и условия абилитации или реабилитации.
Обучающиеся с КИ имеют следующие особенности, отличающие их от общего числа учеников:
Как выбрать место в классе для ученика с КИ?
Оптимальное место для ученика – это первая парта в центральном ряду напротив стола учителя. Это место позволяет лучше слышать учителя, видеть его лицо. Если нет такой возможности, то ребёнок должен сидеть на боковом ряду, но речевой процессор направлен в сторону учителя.
Какие условия облегчают обучающемуся с КИ понимание речи учителя?
Вы сможете понять ребёнка с нарушением слуха, если представите себя учеником в школе, где и урок идёт на иностранном языке, и вокруг Вас все общаются между собой на иностранном языке. Что вы испытываете? Панику, так как ничего не понимаете, страх, потому что никто не понимает Вас. Так и обучающиеся с нарушением слуха.
Поэтому есть определённые условия, чтобы ученик с КИ лучше усваивал материал на уроке.
Все перечисленные условия важны не только для обучающегося с КИ, но и для всех учеников в классе. Поэтому учителю не следует акцентировать внимание на ребёнке с КИ, а лучше на всеобщем уважении ребят друг к другу.
Что такое принцип «опережающего» обучения и как он может быть полезен для обучающегося с КИ?
На помощь учителю при обучении ребёнка с КИ может прийти принцип «опережающего» обучения. Этот принцип часто используют учителя со слабоуспевающими обучающимися.
Некоторые обучающиеся с КИ имеют ограниченный словарный запас, недостаточно сформированную грамматическую систему родного языка. Они медленнее анализируют и хуже понимают речь. Процесс слушания требует у ребёнка с КИ большого напряжения, он быстро устаёт, отвлекается. Через определённое время он включатся в процесс слушания учителя, но нить уже потеряна. Ученик может не усвоить материал урока. Учитель всегда заинтересован в усвоении своего предмета обучающимися, а родители заинтересованы, чтобы ребёнок с КИ усваивал материал урока и был успешен в школе. Поэтому учителю следует рекомендовать родителям ребёнка с КИ проработать параграф следующего урока. (Выписать незнакомые слова, уточнить их значение, послушать новые термины на слух). Опережающее обучение поможет ребёнку с КИ лучше усваивать материал, расширять словарный запас, развивать слухоречевое восприятие, память. Это не обязательно делать постоянно, но желательно на начальных этапах обучения.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.