Методический вектор образовательной интеграции

Как учитель может помочь обучающемуся с нарушением слуха подготовиться к государственной итоговой аттестации по русскому языку?

В соответствии со ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее –ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основного общего образования (ООО). Обучающиеся с нарушением слуха при сдаче ГИА на экзамене по русскому языку в 9 классе пишут изложение. Текст изложения воспринимается с электронного носителя в аудиозаписи. Восприятие речи в индивидуальном слуховом аппарате (ИСА) и кохлеарном импланте (КИ) (см. раздел «Дети с кохлеарными имплантами») с электронного носителя для обучающихся с нарушением слуха затруднено и без тренировки сложно справиться с восприятием аудиозаписи текста изложения на слух. Поэтому, начиная с 5 класса, учитель должен включать в обучающий процесс специальные упражнения и задания, направленные на развитие восприятия устной речи с электронного носителя.

На каких занятиях можно проводить подготовку к государственному выпускному экзамену (ГВЭ) в 9 классе по русскому языку?

По программе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся в условиях инклюзии (вариант 2.1) с первого класса во внеурочную деятельность включён коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». Данный курс предусматривает развитие речевого слуха; совершенствование произношения; формирование произносительной стороны устной речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

На этих занятиях по программе включены разделы с различением на слух неречевых звуков. Обучающиеся с электронного носителя (в аудиозаписи) воспринимают неречевые звуки (шум машин, шум воды из крана, шум моря, звонок домофона, пение птиц, музыкальных инструментов и т.д.) для того, чтобы успешнее проходила социализация в общество ребёнка с нарушением слуха.

На занятиях в основном идёт тренировка слуха обучающихся на восприятие речи человека как слухозрительно, так и на слух (работа ведётся за экраном на «рабочем» расстоянии) с ИСА, без них.

При переходе обучающегося на уровень основного  общего образования, в программу для обучающиеся с нарушениями слуха включены коррекционно-развивающие  курсы: «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», направленном на развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, а также развитие навыков устной коммуникации, и «Развитие учебно-познавательной деятельности», направленном на коррекцию и/или развитие учебно-познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образования с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. На этих коррекционных занятиях можно подготовить обучающегося к ГВЭ в 9 классе по русскому языку, а именно, восприятию текста изложения в аудиозаписи.

На коррекционных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» можно включить разные упражнения в аудиозаписи уже с 5 класса.

Какие виды упражнений можно использовать для развития восприятия обучающихся с нарушением слуха при подготовке к ГВЭ в 9 классе по русскому языку?

Упражнения направлены на восприятие текста и на понимание его содержания. Поэтому подбор речевого материал должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям слухового и речевого развития обучающегося с нарушением слуха.

  1. Восприятие аудиозаписи текста монологического характера из 10 простых предложений (можно уменьшить объем, исходя из индивидуальных слуховых и речевых возможностей обучающегося).

Задания ученику: 

-послушай и расскажи, о чём этот текст;

-ответь на вопросы (Например, назови главных героев? и т.п.).

  1. Восприятие аудиозаписи микродиалога (диалога).

Задание ученику:

– послушай и расскажи, о чём говорится в микродиалоге (диалоге);

– ответь, кто участвует в микродиалоге (диалоге);

– ответь, где это происходит и т.п.

  1. Восприятие аудиозаписи текста учебного характера. (Например, отрывок параграфа по истории.)

Задание ученику:

– послушай и ответь, по какому учебному предмету этот отрывок;

– ответь, какое время описывается в тексте и т.п.

  1. Разговор по телефону.

Задание ученику:

– послушай, мы будем беседовать по телефону по теме «Как ты провел зимние каникулы» и т.п.

  1. Восприятие в аудиозаписи предложений со словами – паронимами (это слова сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением).

Задание ученику:

– послушай и покажи картинку. На столе стояла миска с вишней.  У Светы был плюшевый мишка.

От класса к классу тексты могут увеличиваться по объему, конструкция предложений и лексический состав может усложнятся, стили текстов могут варьироваться. А самое главное, восприятие проводится в разных акустических условиях – при предъявлении учителем в относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи), при предъявлении разными дикторами (с разными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации и в аудиозаписях.

На урока русского языка и литературы при формировании универсальных учебных познавательных действий также программой предусмотрено использование различных видов аудирования – выборочное, ознакомительное, детальное (с учетом состояния слуха обучающихся, уровня развития речевого слуха при использовании индивидуальных средств слухопротезирования (ИСА и КИ)). Также детей следует учить извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных функциональных разновидностей языка и жанров; оценивать прослушанный текст с точки зрения использованных в нем языковых средств; оценивать достоверность содержащейся в тексте информации.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.