Как понять, готов ли ребенок с КИ к полноценному включению в среду слышащих сверстников?
Готовность ребенка с кохлеарным имплантом к включению в среду нормативно развивающихся сверстников в детском саду определяется его педагогическим статусом, уровнем перехода на путь естественного развития слуха и речи, уровнем приближения речевого развития к возрастной норме, уровнем общего психофизического развития и привычными способами коммуникации с окружающими людьми.
Зависит ли период включения ребенка в среду слышащих сверстников от этапа реабилитации?
Работа в рамках метода «3П реабилитация» детей после кохлеарной имплантации, направленная на перестройку взаимодействия ребенка с КИ с близкими на полноценной сенсорной основе и перевод его на естественный путь развития коммуникации и речи, включает в себя три основных последовательных этапа:
Показателем завершения данного этапа работы можно считать налаженное эмоциональное взаимодействие ребенка с КИ с родителями и специалистом. Как это можно увидеть? Ребенок с КИ активно «выдает» эмоциональные и голосовые реакции, понимает и использует разную интонацию в разных ситуациях.
Показателем завершения данного этапа работы можно считать способность ребенка к эмоциональному взаимодействию на основе понимания звучащей речи с опорой на ситуацию, как это происходит у слышащего малыша. Ребенок сам проявляет инициативность во взаимодействии с окружающими людьми. Наблюдается появление лепета.
Показателем завершения данного этапа работы можно считать переход ребенка от лепета к протословам, что соответствует логике нормального раннего речевого онтогенеза. Ребенок самостоятельно инициирует и продолжает интересное эмоционально насыщенное взаимодействие со взрослыми с помощью доступной ему формы вербальной активности.
Наиболее благоприятным и «безболезненным» периодом полноценного включения ребенка с кохлеарным имплантом в детский сад массового типа является период завершения запускающего этапа реабилитации.
Что является показателем завершения запускающего этапа реабилитации ребенка с КИ?
Итоговым показателем завершения запускающего этапа реабилитации ребенка с кохлеарным имплантом можно считать его переход к естественному для слышащего ребенка поведению в социуме и спонтанному развитию речи в естественной коммуникации.
Стоит обратить внимание на то, что ребенку после операции кохлеарной имплантации в любом случае рекомендуется находиться в речевой среде. Имплантированному ребенку не рекомендуется обучение в отдельных образовательных организациях, реализующих программы для глухих и слабослышащих детей. Для ребенка, не завершившего переход на путь естественного развития слуха и речи, должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение специалистов, реализующих систематические занятия, направленные на завершение запускающего этапа реабилитации.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.