Методический вектор образовательной интеграции

Как помочь ребенку с ДЦП подготовить руку к рисованию и письму?

Формирование навыков учебной деятельности и умений самостоятельно рисовать и писать является одним из важнейших направлений работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При организации процесса обучения ребенка рисованию и письменной деятельности необходимо удостовериться в отсутствии повышения тонуса в сгибательных группах мышц кисти при выполнении движений руки. В случаях повышения тонуса работу по развитию движений пальцев следует начинать после того, как педагог расслабит руку ребенка плавными потряхиваниями от плеча.

Какие упражнения могут помочь детям при трудностях сгибания и противопоставления большого, указательного и среднего пальцев?

  1. Педагог предлагает ребенку раскатать на досточке комочки пластилина указательным и средним пальцами одновременно и по очереди.
  2. Педагог предлагает ребенку раскатать на весу комочек пластилина большим и указательным (большим и средним) пальцами.
  3. Педагог фиксирует предплечье ребенка, кладет его руки на стол, предлагает ребенку взять большим, указательным и средним пальцами предмет (карандаш, ручка, мелок, палочка и т.п.), приподнять его, а затем опустить обратно на стол.
  4. Педагог ставит перед ребенком на стол невысокую коробочку, наполненную счетными палочками или какими-нибудь мелкими предметами, предлагает ребенку достать предметы из коробочки и положить на стол, стараясь при этом не двигать рукой (рука располагается близко к коробочке), а только сгибать и разгибать большой, указательный и средний пальцы.
  5. Педагог предлагает ребенку покатать и повращать предмет (карандаш, ручка, спичка, палочка) между большим и указательным (большим и средним; большим, указательным и средним) пальцами.
  6. Педагог предлагает ребенку поиграть «на гитаре», перебирая указательным и средним пальцами натянутую резиночку, как струны гитары, подтягивая их к себе, сгибая указательный и средний пальцы.
  7. Педагог предлагает ребенку поиграть с пульверизатором, распыляя воду или направляя струю воздуха на кусочек ватки, бумаги или шарик, передвигая их, таким образом, по столу или воздуху.

Стоит отметить, что при отсутствии желания ребенка и трудностях выполнения предложенных упражнений, специалисту необходимо заинтересовать ребенка, например, создать игровую ситуацию или придумать какое-либо поощрение.

Что важно помнить в процессе организации рисования или письма?

Предложенный алгоритм выполнения заданий необходимо повторить несколько раз, меняя только цвет карандаша или ручки. На начальных этапах рисования рекомендуется научить ребенка ставить точки и проводить различные вертикальные, горизонтальные и косые линии. В дальнейшем педагог может предложить ребенку рисовать различные фигуры.

Предложенные задания и упражнения являются подготовительным этапом к овладению сюжетным рисованием и письмом.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.