Как помочь ребенку с ДЦП подготовить руку к рисованию и письму?
Формирование навыков учебной деятельности и умений самостоятельно рисовать и писать является одним из важнейших направлений работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
При организации процесса обучения ребенка рисованию и письменной деятельности необходимо удостовериться в отсутствии повышения тонуса в сгибательных группах мышц кисти при выполнении движений руки. В случаях повышения тонуса работу по развитию движений пальцев следует начинать после того, как педагог расслабит руку ребенка плавными потряхиваниями от плеча.
Какие упражнения могут помочь детям при трудностях сгибания и противопоставления большого, указательного и среднего пальцев?
- Педагог предлагает ребенку раскатать на досточке комочки пластилина указательным и средним пальцами одновременно и по очереди.
- Педагог предлагает ребенку раскатать на весу комочек пластилина большим и указательным (большим и средним) пальцами.
- Педагог фиксирует предплечье ребенка, кладет его руки на стол, предлагает ребенку взять большим, указательным и средним пальцами предмет (карандаш, ручка, мелок, палочка и т.п.), приподнять его, а затем опустить обратно на стол.
- Педагог ставит перед ребенком на стол невысокую коробочку, наполненную счетными палочками или какими-нибудь мелкими предметами, предлагает ребенку достать предметы из коробочки и положить на стол, стараясь при этом не двигать рукой (рука располагается близко к коробочке), а только сгибать и разгибать большой, указательный и средний пальцы.
- Педагог предлагает ребенку покатать и повращать предмет (карандаш, ручка, спичка, палочка) между большим и указательным (большим и средним; большим, указательным и средним) пальцами.
- Педагог предлагает ребенку поиграть «на гитаре», перебирая указательным и средним пальцами натянутую резиночку, как струны гитары, подтягивая их к себе, сгибая указательный и средний пальцы.
- Педагог предлагает ребенку поиграть с пульверизатором, распыляя воду или направляя струю воздуха на кусочек ватки, бумаги или шарик, передвигая их, таким образом, по столу или воздуху.
Стоит отметить, что при отсутствии желания ребенка и трудностях выполнения предложенных упражнений, специалисту необходимо заинтересовать ребенка, например, создать игровую ситуацию или придумать какое-либо поощрение.
Что важно помнить в процессе организации рисования или письма?
- важно проверить в удобной ли позе сидит ребенок, комфортно ли ему, правильно ли стоит стул;
- необходимо научить ребенка самостоятельно правильно располагать на рабочей поверхности альбом или тетрадь;
- необходимо расположить правую (пишущую) руку ребенка на столе в удобной позе для письма или рисования и сохранять ее в такой позиции некоторое время, изменяя при этом положение головы и туловища;
- необходимо научить ребенка вкладывать левой рукой в правую (пишущую) руку карандаш или ручку, при этом важно следить за тем, чтобы ребенок не убирал правую руку со стола, не сдвигал и не сгибал ее, не отворачивался и не отводил в сторону взгляд, не напрягался и не менял положение туловища;
- необходимо научить ребенка, выполняя движения рукой, самостоятельно располагать ее в правильную позу для письма;
- необходимо научить ребенка ставить карандашом на листе бумаги несколько точек, не напрягаясь при этом и не убирая руку со стола;
- необходимо научить ребенка проводить черту сверху листа вниз (к себе) на такое расстояние, которое возможно провести без движения кисти руки;
- по завершении процесса рисования или письма важно научить ребенка убирать карандаш или ручку на стол и расслаблять правую (пишущую) руку.
Предложенный алгоритм выполнения заданий необходимо повторить несколько раз, меняя только цвет карандаша или ручки. На начальных этапах рисования рекомендуется научить ребенка ставить точки и проводить различные вертикальные, горизонтальные и косые линии. В дальнейшем педагог может предложить ребенку рисовать различные фигуры.
Предложенные задания и упражнения являются подготовительным этапом к овладению сюжетным рисованием и письмом.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.