Как педагог может помочь ребенку с нарушением зрения адаптироваться в инклюзивном пространстве?
Трудности инклюзивного образования детей с нарушением зрения в условиях общей образовательной организации, прежде всего, связаны с индивидуальными особенностями детей указанной категории, структурой и степенью их нарушений, а также созданием специальных условий.
Что же может сделать педагог, чтобы преодолеть возникшие трудности?
- Для всех педагогов, сопровождающих процесс воспитания и обучения, важно ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении, и прописанными рекомендациями. Стоит отметить, что далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают их в окружении своих сверстников.
- Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно располагаться в центре класса, за первой, второй партой, по возможности оснащено дополнительным освещением.
- Педагогам не рекомендуется стоять в помещении против света, на фоне окна.
- При организации рабочего пространства по необходимости можно использовать метки красного, желтого, зеленого цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
- В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, учащимся следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.
- Для детей с трудностями зрительного развития важна организация занятий со специалистом (учитель-дефектолог, педагог-психолог), направленных на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Для учащихся с нарушенным зрением важное значение имеет частая смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика). Необходимо включать в образовательный процесс динамические паузы, которые являются своеобразным отдыхом, в том числе для глаз.
- В процессе проведения занятий педагогу необходимо уделять внимание своей речи. Речь должна быть четкой, конкретной, без включения посторонних фраз. Не следует торопить ребенка с ответом, по возможности необходимо дать ему некоторое время на обдумывание.
- При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
- Предлагаемая ребенку наглядность должна быть крупной, хорошо видимой по цвету, контуру, силуэту, соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше кочана капусты, собака меньше коровы).
- Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
- При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
- При анализе детских работ не рекомендуется располагать на доске все работы одновременно, для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется размещать 2-3 объекта, старшего дошкольного возраста – 4-5 объектов, младшего школьного возраста – 6-7 объектов.
- При необходимости педагогу следует использовать лазерные указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).
- При возникающих трудностях педагогу на занятиях необходимо использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
- На индивидуальных занятиях детей следует обучать последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
- Т. к. у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
- При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, необходимо увеличивать время в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
- Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
- Ребенку с трудностями зрительного развития важно давать возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, если это необходимо.
Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать процесс обучения слабовидящего ребенка наиболее безопасным и минимизирует психотравмирующие факторы.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.