Методический вектор образовательной интеграции

Как педагог может помочь ребенку с нарушением зрения адаптироваться в инклюзивном пространстве?

Трудности инклюзивного образования детей с нарушением зрения в условиях общей образовательной организации, прежде всего, связаны с индивидуальными особенностями детей указанной категории, структурой и степенью их нарушений, а также созданием специальных условий.

Что же может сделать педагог, чтобы преодолеть возникшие трудности?

  1. Для всех педагогов, сопровождающих процесс воспитания и обучения, важно ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении, и прописанными рекомендациями. Стоит отметить, что далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают их в окружении своих сверстников.
  2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно распо­лагаться в центре класса, за первой, второй партой, по возможности оснащено дополнительным освещением.
  3. Педагогам не рекоменду­ется стоять в помещении против света, на фоне окна.
  4. При организации рабочего пространства по необходимости можно использовать метки красного, желтого, зеленого цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, име­ющим зрительные нарушения.
  5. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, учащимся следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.
  6. Для детей с трудностями зрительного развития важна организация занятий со специалистом (учитель-дефектолог, педагог-психолог), направленных на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространс­тве (на листе бумаги), развитие зрительного воспри­ятия, внимания, памяти.
  7. Для учащихся с нарушенным зрением важное значение имеет частая смена видов деятельности с использова­нием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика). Необходимо включать в образовательный процесс динамические паузы, которые являются своеобразным отдыхом, в том числе для глаз.
  8. В процессе проведения занятий педагогу необходимо уделять внимание своей речи. Речь должна быть четкой, конкретной, без включения посторонних фраз. Не следует торопить ребенка с ответом, по возможности необходимо дать ему некоторое время на обдумывание.
  9. При проведении занятий с детьми, имеющими наруше­ние зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, раз­мещения на фоне других объектов, удаленности.
  10. Предлагаемая ребенку наглядность должна быть крупной, хорошо видимой по цвету, контуру, силуэту, соответствовать естес­твенным размерам (машина меньше дома, помидор меньше кочана капусты, собака меньше коровы).
  11. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
  12. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
  13. При анализе детских работ не рекомендуется располагать на доске все работы одновременно, для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется размещать 2-3 объекта, старшего дошкольного возраста – 4-5 объектов, младшего школьного возраста – 6-7 объектов.
  14. При необходимости педагогу следует использовать лазерные указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).
  15. При возникающих трудностях педагогу на занятиях необходимо использовать дополнитель­ный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие кар­тинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
  16. На индивидуальных занятиях детей следует обучать последова­тельно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
  17. Т. к. у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увели­чивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
  18. При предъявлении материала, связанного с его осяза­тельным обследованием, необходимо увеличивать время в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на ос­нове зрения.
  19. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замед­ляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
  20. Ребенку с трудностями зрительного развития важно давать возможность подходить к классной доске и рас­сматривать представленный на ней материал, если это необходимо.

Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать процесс обучения слабовидящего ребенка наиболее безопасным и минимизирует психотравмирующие факторы.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.