Методический вектор образовательной интеграции

Как организовать работу по преодолению нарушений чтения у учащихся начальных классов с ТНР?

При организации работы по коррекции чтения учителю важно осознавать и учитывать:

1) особенности формирования навыка чтения в норме и основные предпосылки его успешного становления;

2) индивидуальные особенности детей, обучающихся чтению, которые препятствуют полноценному овладению навыком.

Какие трудности учащихся препятствуют полноценному овладению навыком чтения?

  1. недоразвитие речи;
  2. недостаточный объем представлений об окружающем мире;
  3. слабость установления межанализаторных связей;
  4. преобладание наглядных зрительных и моторных форм мышления и запоминания над логическими.

В чем состоят особенности коррекционной работы в отношении навыка чтения у детей с ТНР?

  1. Преобладание наглядных методов в обучении, что предполагает использование структурных особенностей печатного текста в качестве зрительной опоры. Внимание детей следует привлекать к:

Сюда же следует отнести использование мнемонических приемов запоминания; зарисовывание прочитанного и пересказ с опорой на эти рисунки, использование различных модифицированных графических схем.

  1. Использование двигательного анализатора в качестве механизма подкрепления в выработке условных связей. Предлагается три основных варианта жестов, которые различаются своим целевым назначением:
  1. Увеличение времени на выработку и автоматизацию операций чтения (за счет дополнительных занятий с учителем-логопедом и индивидуальной работы на уроках).
  2. Сочетание приемов работы по развитию устной речи и других психических процессов, которые являются базой для полноценного формирования письменной речи.
  3. Осуществление специальной работы по формированию операций чтения, так как у детей с ТНР они могут самостоятельно не формироваться, либо формируются длительно. Такую работу может осуществлять специалист: учитель-логопед.
  4. Поэтапное формирование умственных действий (от формирования действий в материализованном виде до формирования во внутреннем плане) (По П,Я. Гальперину).
  5. Учет индивидуальных психофизиологичеких особенностей детей.
  6. Занимательность занятий – введение игровых приемов, эмоционального речевого материала, преобладание сказок среди предлагаемых для чтения текстов, что позволяет учитывать психологические особенности младшего школьного возраста и преодолевать отрицательное отношение к учебе, которое может возникнуть у учащихся.
  7. Отказ, особенно на начальных этапах овладения чтением, от оценок и использование более доступных для детей заданий и текстов, что будет способствовать преодолению отрицательной мотивации по отношению к чтению.

Приводимые примеры и задания можно использовать как на уроках со всем детьми, так и использовать индивидуально.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.