Как организовать работу по преодолению нарушений чтения у учащихся начальных классов с ТНР?
При организации работы по коррекции чтения учителю важно осознавать и учитывать:
1) особенности формирования навыка чтения в норме и основные предпосылки его успешного становления;
2) индивидуальные особенности детей, обучающихся чтению, которые препятствуют полноценному овладению навыком.
Какие трудности учащихся препятствуют полноценному овладению навыком чтения?
- недоразвитие речи;
- недостаточный объем представлений об окружающем мире;
- слабость установления межанализаторных связей;
- преобладание наглядных зрительных и моторных форм мышления и запоминания над логическими.
В чем состоят особенности коррекционной работы в отношении навыка чтения у детей с ТНР?
- Преобладание наглядных методов в обучении, что предполагает использование структурных особенностей печатного текста в качестве зрительной опоры. Внимание детей следует привлекать к:
- заголовку, который содержит в себе основную мысль текста;
- конечным знакам препинания и большой букве, которые выступают в качестве указателей границ предложения;
- знакам препинания, которые являются указателями постановки пауз различной длительности и употребления необходимой интонации;
- буквам, обозначающим гласные звуки, которые являются границей слога в печатном слове.
Сюда же следует отнести использование мнемонических приемов запоминания; зарисовывание прочитанного и пересказ с опорой на эти рисунки, использование различных модифицированных графических схем.
- Использование двигательного анализатора в качестве механизма подкрепления в выработке условных связей. Предлагается три основных варианта жестов, которые различаются своим целевым назначением:
- жесты, направленные на закрепление связи между звуком и буквой. Такие жесты ориентируют на положение артикуляционных органов, характер звуков (звонкий или глухой) и имеют некоторое сходство с оптическим изображением (буквой), что способствует верной артикуляции и произнесению необходимого звука при предъявлении зрительного стимула;
- жесты, облегчающие процесс зрительного слогоделения, необходимые для формирования плавного слогового чтения. Используются жесты для обозначения гласных и согласных звуков; их объединение характеризует слогослияние. Ритмические (двигательные) ощущения от горизонтального движения руки (обозначение гласного) помогают в выработке ориентации в процессе чтения на гласный, являющийся границей слога в слове;
- жесты, закрепленные за знаками препинания (точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками), активизирующие внимание детей к данным знакам и способствующие правильному использованию пауз и интонации.
- Увеличение времени на выработку и автоматизацию операций чтения (за счет дополнительных занятий с учителем-логопедом и индивидуальной работы на уроках).
- Сочетание приемов работы по развитию устной речи и других психических процессов, которые являются базой для полноценного формирования письменной речи.
- Осуществление специальной работы по формированию операций чтения, так как у детей с ТНР они могут самостоятельно не формироваться, либо формируются длительно. Такую работу может осуществлять специалист: учитель-логопед.
- Поэтапное формирование умственных действий (от формирования действий в материализованном виде до формирования во внутреннем плане) (По П,Я. Гальперину).
- Учет индивидуальных психофизиологичеких особенностей детей.
- Занимательность занятий – введение игровых приемов, эмоционального речевого материала, преобладание сказок среди предлагаемых для чтения текстов, что позволяет учитывать психологические особенности младшего школьного возраста и преодолевать отрицательное отношение к учебе, которое может возникнуть у учащихся.
- Отказ, особенно на начальных этапах овладения чтением, от оценок и использование более доступных для детей заданий и текстов, что будет способствовать преодолению отрицательной мотивации по отношению к чтению.
Приводимые примеры и задания можно использовать как на уроках со всем детьми, так и использовать индивидуально.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.