Как взаимодействовать с ребенком с тяжелыми множественными нарушениями?
Современный ребенок, имеющий тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями. Многие дети с ТМНР не могут выразить свое мнение понятным другим людям способом, остаются непонятыми и в дальнейшем отказываются от попыток общения и замыкаются в себе. Чтобы ребёнок с ТМНР мог быть понят, мог участвовать в общении с окружающими, нужно учитывать его индивидуальные способности коммуникации.
Коммуникация – это сложный процесс, требующий множества навыков. Речь – только один из многих способов обмена сообщениями. Для передачи информации используются зрительный контакт, движения глаз, мимика, жесты, положение тела.
Каковы правила вступления в коммуникацию с ребёнком с ТМНР?
Когда возможности детей сильно ограничены, необходимо особенно внимательно относиться к таким, не всегда очевидным, проявлениям как изменение дыхания, частоты сердцебиений, тремор, потливость, повышение мышечного тонуса, замирание, появление «мурашек» на коже и т.п. Ребёнок должен усвоить, что его сигналы (вокализации, мимика, движения тела, жесты, плач) замечаются, а взрослый к нему подходит, чтобы помочь – это и есть основа коммуникации. Например: «Мне плохо – я плачу – взрослый замечает меня и помогает мне».
Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный момент, который часто не учитывается при общении с детьми. Ребенок не услышит вас, если он в это время чем-то занят: играет, ест (жует), ходит в туалет, занят аутостимуляцией. Во всех этих ситуациях ребенок поглощен другим процессом и не сможет воспринять ваше обращение. Готовность услышать обычно выражается невербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т.д.).
Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить слишком много усилий для того чтобы найти собеседника, то очень быстро он устанет, интерес к общению угаснет.
Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся, Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они могут показаться ему разными именами. Выберите один удобный для вас вариант. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему именно так.
Как правильно вести коммуникацию с ребенком с ТМНР?
Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы будем гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Короткую фразу можно сопровождать одним-двумя жестами.
Предоставляйте ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же вопроса, действия. Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным доступным ему в данный момент способом, обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
3.Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.
Это, конечно же, не распространяется на необходимые гигиенические или лечебные процедуры. В таких ситуациях нужно будет утешить, приласкать ребёнка. Сам ответ «Нет» от ребёнка с ТМНР очень важен для формирования мотивации к ответу, проявления его желаний.
Через установление эмоционального контакта со значимыми знакомыми, безопасными взрослыми ребенок научится вступать в доверительное взаимодействие различными доступными способами с большим количеством людей.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и мог обращаться к взрослому, он должен понимать, что и когда с ним будет происходить. Все действия взрослого, занятого уходом, должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются в дальнейшем. Даже если требуется просто взять в руку карандаш, вытереть нос, поправить волосы или очки, переложить на другое место или перевернуть, необходимо сообщить ребенку об этом. При нарушении зрения и слуха, еще и дотронуться до того места на теле, где будет совершена манипуляция, либо начать действие с руки. Предупреждение ребенка о том, какое событие сейчас будет происходить, может звучать так: «Сейчас я посажу тебя в коляску», «Сейчас будем мыться». Взрослый комментирует все, что он делает с ребенком: «Снимаем свитер: достаем одну руку, голову, другую руку». Это необходимо даже для ребенка, который предположительно не понимает обращенную речь.
По возможности необходимо соблюдать постоянную последовательность действий, использовать одни и те же знаки для каждого этапа или события. Особым образом стоит обозначить начало процесса и его окончание (словом, картинкой, предметом). Тем самым создается предсказуемость событий.
Это основные правила общения, которые помогут выстроить взаимодействие и получить ответ, в том числе от детей в самом тяжелом состоянии.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.