Как обучающиеся с нарушением слуха сдают экзамены?
Экзамен — это всегда волнительное состояние для любого человека. Дети с ограниченными возможностями здоровья тем более нуждаются в создании специальных условий при сдаче экзамена. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с проблемами развития и физиологическими недостатками и т. д.
Кто допускается к государственной итоговой аттестации (далее –ГИА)?
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).
На основании чего обучающимся создаются особые условия сдачи итогового экзамена?
Обучающиеся признаются лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основании рекомендаций и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Следует учитывать, что заключения ПМПК носят рекомендательный характер для родителя. Но если родители предоставят рекомендации ПМПК соответствующим органам (например, образовательному учреждению), то такие рекомендации будут являться основанием для обязательного создания особых условий воспитания и обучения ребенка.
Специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:
Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.
Итоговая аттестация по программам среднего общего образования может проводиться в форме письменных, устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
Какие условия могут быть созданы при проведении ГИА для обучающихся с нарушением слуха в массовой общеобразовательной школе?
Экзаменационные материалы по математике не имеют особой специфики для выпускников, освоивших образовательную программу в специализированных/коррекционных учреждениях для обучающихся с ОВЗ.
Экзаменационные материалы по русскому языку имеют отличительные особенности и разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ, в том числе и для детей с нарушениями слуха. Обучающиеся с ОВЗ вправе выбрать экзамен по русскому языку в форме изложения.
Как проходит экзамен?
Обучающиеся с нарушением слуха сдают экзамен в специально подготовленной аудитории, которая может быть оснащена звукоусиливающей аппаратурой, звукоусиливающими колонками, FM- системой. Кроме этого обучающийся пользуется индивидуальными слуховыми аппаратами (ИСА) или кохлеарным имплантом (КИ).
Обучающиеся с нарушением слуха воспринимают изложение с электронного носителя (аудиозапись текста). В дисковод компьютера вставляется диск, включается запись текста, прослушивание проводится 2 раза с интервалом 3-4 минуты. Затем обучающийся пишет изложение. Сложность состоит в том, что восприятие устной речи с электронного носителя обучающимися с нарушением слуха затруднено из-за технических характеристик ИСА или КИ и без специальной тренировки таким детям сложно справиться с изложением. Поэтому учителю важно знать с помощью каких упражнений, заданий он может подготовить обучающегося с ОВЗ по слуху к сдаче экзамена по русскому языку.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.