Методический вектор образовательной интеграции

Как можно адаптировать контрольно-измерительные материалы для оценки качества обучения обучающихся с НОДА?

Обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:

Причинами этих расстройств являются как генетические нарушения, так и органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата. Это обуславливает наличие у детей данной нозологической группы, помимо двигательных расстройств, еще и особенностей интеллектуального развития: большинство детей имеет задержку психического развития различной этиологии и разной степени выраженности. В основном данная задержка проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях.

Следует понимать, что не существует прямого соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Так, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления детского церебрального паралича – с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций. Тяжесть двигательных нарушений у данной категории обучающихся различна: от легких моторных затруднений при выполнении тонких моторных актов, до полной обездвиженности и неспособности удерживать вертикальное положения без специального позиционирования.

Какие трудности возникают в процессе обучения детей с НОДА и какие существуют варианты их решений?

Выбирая ресурсы, с помощью которых происходит оценка образовательных результатов учеников с НОДА, необходимо учитывать все особенности развития детей данной нозологии. Так для некоторых обучающихся письменные работы в тетрадях заменяются на набор текста на персональном компьютере или тестовый вариант контрольной работы, для некоторых размер рабочей поверхности листа увеличивается вдвое или втрое, происходит замена традиционной ручки на специальный письменный инструмент, соответствующий специфическим потребностям ученика. Особенности устной речи, представленные сложностями воспроизведения моторного акта говорения, также требуют замены устных ответов для проверки знаний по тому или иному предмету, на письменные или тестовые ответы.

Специфическая задержка психического развития при нарушениях опорно-двигательного аппарата выражается главным образом в малом объеме знаний и представлений об окружающем мире, задержанном формировании высших психических функций и вербального мышления.

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, что в свою очередь приводит к снижению качества знаний и представлений об окружающем мире. Недостатки памяти приводят к медленному накоплению знаний по учебным предметам. Несформированность зрительно-моторной координации обусловливает трудности при необходимости удерживать рабочую строку тетради или учебника при чтении, «соскальзыванию» с одной строки на другую, вследствие чего затрудняется понимание смысла прочитанного и возможности провести проверочную работу своего письма. Поэтому рекомендуется использовать при проведении контрольно-измерительных процедур специализированных бланков с увеличенной рабочей строкой, использовать при оценке навыков чтения дополнительные инструменты, позволяющие следить за текстом.

Недостаточность пространственного анализа и синтеза выражается в наличии стойких затруднений в дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из частей. Такие обучающиеся при заполнении бланка КИМ, выполнении письменного задания могут перепрыгивать с одной линейки на другую, начать писать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы, неправильно оформлять контрольные работы. Поэтому учителю необходимо вводить дополнительные зрительные опоры, позволяющие ученику с НОДА правильно оформить запись в тетради или бланке.

Особенности пространственных представлений отражаются и на своеобразии формирования математических представлений: при изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов, сложности с представлением отдельных геометрических фигур и выполнением их чертежей. Поэтому при проведении контрольных мероприятий на уроках математики обучающиеся с НОДА нуждаются в дополнительных зрительных опорах, наличии визуальных подсказок и памяток.

Как адаптировать сценарий хода урока-контроля, учитывая особенности психической деятельности учащихся с НОДА?

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.