Методический вектор образовательной интеграции

Как адаптировать учебный материал для детей с нарушением зрения?

Особенностями детей с нарушением зрения является снижение познавательного интереса, низкий темп выполнения заданий, фрагментарность воспринимаемого. Исходя из трудностей детей с нарушением зрения необходимо адаптировать дидактические материалы, а также задания и инструкции.

Предлагаем рассмотреть способы и приемы эффективной адаптации материалов для ребенка с нарушением зрения.

Какие основные приемы можно использовать при адаптации материалов для детей с нарушением зрения?

Основным приемом адаптации материалов для лиц с нарушением зрения является масштабирование (изменение размера цифрового изображения с сохранением пропорций). Педагогам необходимо увеличивать размер шрифта, иллюстраций и др. Для подбора подходящего шрифта, покажите ребенку предложения/ слова, напечатанные шрифтом от 14 до 20 пунктов на листе А4. Обратите внимание на то, как близко ребенок подносит текст, на скорость чтения и количество ошибок. Наиболее комфортный для ребенка шрифт необходимо использовать при адаптации материалов.

Кроме того, необходимо использовать прием выделения ключевых слов в заданиях: «Спишите. Подчеркните главные члены предложения».

Актуален в использовании прием упрощения инструкций (исключения необязательного материала).

Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации):

«Начерти прямоугольник с одной стороной 3 сантиметра, а второй – на 5 сантиметра больше. Найди его площадь».

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала:

«Начерти прямоугольник: одна сторона – 3 сантиметра, другая сторона – на 5 сантиметра больше. Найди площадь».

Необходима ли адаптация иллюстраций для детей с нарушением зрения?

Для эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, должна быть адаптирована изобразительно-иллюстративная наглядность:

  1. Чёткое выделение общего контура.
  2. Усиление цветового контраста.
  3. Выделение контура разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.
  4. Уменьшение количества второстепенных деталей. Использование правильно подобранной или правильно адаптированной наглядности в работе со слепыми слабовидящими ведет к снижению зрительного или тактильного утомления и поддержанию общей работоспособности.

Есть ли какие-либо правила или принципы включения материалов в деятельность ребенка с нарушением зрения?

Безусловно, необходимо учитывать общедидактические принципы. К наиболее важным из них относятся следующие:

  1. Принцип «от простого к сложному»: вначале следует убедиться в том, что ребенку знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что у него сформированы основные представления о предмете (цвете, форме, величине, назначении и т. д.), и только затем вводить предметы, с которыми ребенок не соприкасается постоянно.
  2. Принцип «от общего к частному»: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов. Предъявляемый предмет должен быть максимально приближен к эталону (принцип натуральности). В некоторых случаях следует исключить излишние детали, способные затруднить начальное восприятие объекта.
  3. Принцип систематичности. От педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик с нарушением зрения мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений.
  4. Принцип доступности и посильности. Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями.
  5. Принцип наглядности. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления.
  6. Учет индивидуальных особенностей ребенка помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения.

Учет вышеперечисленных принципов обучения детей с нарушением зрения позволит эффективно организовать образовательный процесс для детей с нарушением зрения.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.