Как адаптировать учебный материал для детей с нарушением зрения?
Особенностями детей с нарушением зрения является снижение познавательного интереса, низкий темп выполнения заданий, фрагментарность воспринимаемого. Исходя из трудностей детей с нарушением зрения необходимо адаптировать дидактические материалы, а также задания и инструкции.
Предлагаем рассмотреть способы и приемы эффективной адаптации материалов для ребенка с нарушением зрения.
Какие основные приемы можно использовать при адаптации материалов для детей с нарушением зрения?
Основным приемом адаптации материалов для лиц с нарушением зрения является масштабирование (изменение размера цифрового изображения с сохранением пропорций). Педагогам необходимо увеличивать размер шрифта, иллюстраций и др. Для подбора подходящего шрифта, покажите ребенку предложения/ слова, напечатанные шрифтом от 14 до 20 пунктов на листе А4. Обратите внимание на то, как близко ребенок подносит текст, на скорость чтения и количество ошибок. Наиболее комфортный для ребенка шрифт необходимо использовать при адаптации материалов.
Кроме того, необходимо использовать прием выделения ключевых слов в заданиях: «Спишите. Подчеркните главные члены предложения».
Актуален в использовании прием упрощения инструкций (исключения необязательного материала).
Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации):
«Начерти прямоугольник с одной стороной 3 сантиметра, а второй – на 5 сантиметра больше. Найди его площадь».
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала:
«Начерти прямоугольник: одна сторона – 3 сантиметра, другая сторона – на 5 сантиметра больше. Найди площадь».
Необходима ли адаптация иллюстраций для детей с нарушением зрения?
Для эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, должна быть адаптирована изобразительно-иллюстративная наглядность:
Есть ли какие-либо правила или принципы включения материалов в деятельность ребенка с нарушением зрения?
Безусловно, необходимо учитывать общедидактические принципы. К наиболее важным из них относятся следующие:
Учет вышеперечисленных принципов обучения детей с нарушением зрения позволит эффективно организовать образовательный процесс для детей с нарушением зрения.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.