Каковы специфические особенности развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи?
Категория обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), получающая образование по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, по вариантам 1 и 2, представляет собой крайне разнородную группу обучающихся, различающуюся не только по уровню речевого развития, но и по другим характеристикам психической деятельности.
Как проявляются речевые трудности у учащихся с ТНР?
Структура дефекта у детей с ТНР сложна и многообразна по своим проявлениям: она может включать как звуковую (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза), так и смысловую (недоразвитие грамматического строя, бедный словарный запас) сторону речи. Но можно выделить некие единые проявления – позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования – что и позволяет выделить определенную категорию детей – это дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
У детей с тяжелыми нарушениями речи, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, отмечается сниженная способность к дифференциации звуков, что негативно сказывается на овладении навыком проведения различных видов анализа и синтеза на уровне предложения, слова, слога или фонемы. Обедненность словаря приводит к сложностям установления синонимических и антонимических отношений, подбора родственных слов, тем самым затрудняя понимание и использование правил на уроках русского языка. Недостаточность лексико-грамматического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках, что препятствует формированию навыков группировки однокоренных слов, анализа их состава, приводит к трудностям овладения программой по русскому языку. Своеобразие связной речи, представленное нарушениями логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях, неумение понимать фразы с переносным значением, приводит к сложностям в установления причинно-следственных связей между явлениями и предметами и способствует возникновению трудностей усвоения программного материала по предмету «Окружающий мир».
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся с ТНР отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, которые проявляются в стойких, повторяющихся, специфических ошибках.
Какие трудности в развитии психических процессов могут наблюдаться у учащихся с ТНР?
Нарушения в формировании речевой деятельности негативно сказывается на всех психических процессах, протекающих в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах.
У всех обучающихся с ТНР отмечается замедленный темп восприятия учебной информации, сниженная работоспособность, трудности в организации произвольной деятельности, низкий уровень самоконтроля и мотивации, ослабление памяти, сложности в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушения зрительно-моторной и слухомоторной координации, затруднения в установлении связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами.
Помимо этого у детей с ТНР могут наблюдаться и другие нарушения: фиксированность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведет к нарушению социальной адаптации (в основном это дети с заиканием, ринолалией, дисфонией).
Все эти особенности требуют от педагога индивидуальных специфических приемов коррекционной работы, адаптации как подходов к предъявлению контрольно-измерительных материалов, так и самих материалов.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.