Методический вектор образовательной интеграции

Какова роль словарной работы на уроках литературы для учащихся с ТНР?

Словарная работа на уроках литературы представляет собой систему разнообразных заданий, которые направлены на осмысленное восприятие лексики литературного произведения, уточнения известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка. Словарная работа, как и весь процесс обучения, подчиняется дидактическим принципам, которые определяют содержание, методы и формы проведения словарной работы на уроке.

Каковы основные принципы словарной работы?

Принцип сознательности и активности. Это ведущий принцип словарной работы. Основной путь к сознательному овладению словом – органическая его связь с контекстом. Это значит, что при объяснении нового понятия нельзя его вырывать из контекста (текста) и рассматривать изолированно от всего содержания. Также очень важный фактор сознательного овладения словом – выбор приема объяснения слова. Выбор того или иного приема зависит от возраста учащихся, уровня их речевого развития и знаний, от особенностей данного слова. Основной путь овладения новым словом – включение его в речевую практику ребенка. Ученики должны активно пользоваться новыми словами  при ответах, устных и письменных высказываниях, при пересказах.

Принцип последовательности и систематичности.  Реализация данного принципа позволяет в процессе обучения увеличивать объем словаря детей с ТНР, постепенно усложняя лексику их языка.

Принцип доступности. Он реализуется в правильном выборе текстов для чтения. Литературный материал должен соответствовать интересам учащихся, уровню их речевого развития, возрастным и психическим особенностям, также учитывается жанровое и тематическое разнообразие произведений.

Принцип индивидуального подхода. Категория детей с ТНР очень разнообразна. Надо знать особенности речевого развития каждого ребенка и учитывать их на уроке. Например, ученику с низким уровнем речевого развития можно давать дополнительные задания по изучаемому тексту для пополнения словаря и закрепления речевых навыков.

В чем заключаются задачи словарной работы при изучении художественных текстов?

  1. раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
  2. расширить словарь учеников с ТНР и путем организации речевой практики ввести новые понятия в их активный словарь;
  3. ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь детей, сделав ее более выразительной и эмоциональной;
  4. развить связную устную и письменную речь школьников с ТНР.

Каково место словарной работы в системе работы над художественным текстом?

На этапе словарной работы новое слово или понятие объясняется, затем учитель создает такие речевые ситуации на уроке, чтобы данное слово или понятие употреблялось учениками в предложении (например, во время анализа текста) или в связном тексте (например, при пересказе, в сочинении, изложении). От качества словарной работы зависит понимание читаемого литературного текста.

Словарная работа должна пронизывать все этапы работы с текстом (и вводные занятия, и чтение, и анализ содержания вплоть до завершающего урока). На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов или уточнение их смысла исходя из контекста. Приемы активизации словаря в процессе анализа произведения: ответы на вопросы, пересказ, сравнение сюжета и героев данного произведения с сюжетом и персонажами другого, с жизненной ситуацией. От качества словарной работы зависит понимание читаемого литературного произведения.

Как выбрать лексику для словарной работы?   

Необходимо отметить, что объяснению подлежит не все лексическое богатство текста, а лишь часть его. Объяснению подлежат:

  1. слова и словосочетания, несущие на себе идейно-смысловую нагрузку;
  2. слова переносного значения;
  3. устойчивые фразеологические сочетания, идиоматические выражения, обогащающие наш язык и делающие его ярким и выразительным;
  4. имена действующих лиц, названия мест, где происходит действие.

Эти четыре группы слов составляют тот объем, который должен быть разъяснен ученикам в процессе чтения.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.