Методический вектор образовательной интеграции

Какие особые образовательные потребности отмечаются у обучающихся с нарушенным слухом?

 В соответствии с особенностями развития обучающихся с нарушенным слухом у них формируются особые образовательные потребности.

Обозначим особые образовательные потребности, возникающие у лиц с нарушением слуха и наметим методы и приемы работы, позволяющие находиться в комфортных условиях всем участникам образовательного процесса.

Итак, особой образовательной потребностью обучающегося с нарушенным слухом является требования к месту нахождения всех участников образовательного процесса во время обучения.

Компенсация слуха происходит за счет технических средств реабилитации: индивидуального слухового аппарата (ИСА) или кохлеарного импланта (КИ).  Эти устройства имеют разный принцип переработки звука, но в ИСА и в КИ звук воспринимается через микрофон. Микрофон имеет направленность восприятия звука и, как правило, это прямая направленность. Т.е. обучающийся, пользующийся ИСА или КИ, хорошо воспринимает звук, когда собеседник (учитель) находится перед ним лицом к лицу. Если же собеседник меняет свое местоположение, качество воспринимаемой устной речи резко ухудшается. К тому же, каждый слабослышащий человек имеет свое, так называемое, «рабочее расстояние» – это расстояния от микрофона до источника звука, при котором учащийся воспринимает речь разговорной громкости. При удалении источника звука за границы «рабочего расстояния» снижается качество или теряется полностью восприятие звука.

Таким образом, педагог при работе с классом должен всегда учитывать, где он располагается относительно ученика с нарушенным слухом и насколько хорошо слышна его речь ученику.

Еще одной особой образовательной потребностью обучающегося с нарушенным слухом являются требования, предъявляемые к речи педагога.

С каждым годом качество ИСА и КИ меняется в лучшую сторону. Однако, любое техническое средство искажает звук и человек, пользующийся ИСА или КИ, имеет собственное представление о мире окружающих звуков. К тому же, как говорилось выше, объем пассивного и активного словаря у обучающихся с нарушенным слухом может быть ниже возрастной нормы и уровень развития слухового восприятия может иметь разные значения.  Поэтому у обучающихся с нарушенным слухом, как правило, возникают проблемы с восприятием устной речи и ее пониманием.

Таким образом, учителю желательно обратить внимание на свою речь. Голос должен быть нормальной разговорной громкости, речь среднего темпа с четкой артикуляцией. Также следует учитывать и окружающую обстановку. В больших или многолюдных помещениях труднее общаться с людьми, которые плохо слышат.

Следующей особой образовательной потребностью учащихся с нарушением слуха – более длительное время, затрачиваемое на восприятие информации, предъявляемой посредством устной речи, а также ее анализ.

Само нарушение слуховой функции довольно часто имеет органический характер, а это значит, что путь, который проходит звук от восприятия до распознавания может быть значительно увеличен. Поэтому обучающемуся с нарушенным слухом требуется больше времени для восприятия и понимания устной речи.

Таким образом, обучающемуся необходимо дать больше времени на понимание вопроса и обдумывание ответа. Этот прием в школе слабослышащих дает возможность учителю объективно оценить знания обучающихся.

Следующей особой образовательной потребностью обучающегося с нарушенным слухом являются требования к подаче материала, такие как:

  1. Наглядность.

Обучающиеся с нарушенным слухом в большей степени нуждаются в использовании разнообразного наглядного материала в процессе обучения. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, рисунков, компьютерных презентаций. При предъявлении учебного материала посредством аудио и видео носителей важно помнить, что не все технические средства реабилитации способны воспринимать и обрабатывать звуковые сигналы данного вида, поэтому следует использовать фильмы с телетекстом или сурдопереводом.

  1. Работа со словарем.

Особенности усвоения слабослышащими устной речи предполагают повышенное внимание со стороны учителя к специальным терминам, которыми обучающиеся должны овладеть в процессе обучения, а также к использованию предметной лексики. Для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение обучающимися. Словарь терминов и трудновоспринимаемых слов, используемых на уроке, может выдаваться ученикам заранее. Такая работа на опережение в значительной мере способна повысить продуктивность работы у обучающегося с нарушением слуха.

  1. Индивидуальный подход.

Раннее уже говорилось, что слабослышащие обучающиеся – это неоднородная группа. У каждого свои слуховые и речевые возможности. Поэтому индивидуальный подход (карточки с индивидуальными заданиями, домашнее задание для дополнительной проработки материала, работа на «опережение» и др.) в значительной мере облегчит образовательный процесс.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.