Методический вектор образовательной интеграции

Какие особые образовательные потребности выделяются у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) – это потребности в создании специальных условий, необходимых ребенку с двигательными нарушениями для полноценной реализации его возможностей в процессе дошкольного и школьного обучения.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА определяются такими критериями, как характер и степень выраженности двигательных нарушений, а также наличие и выраженность имеющихся сопутствующих сенсорных, речевых и интеллектуальных нарушений в развитии. Стоит отметить, что образовательные потребности имеют свои особенности проявления на разных возрастных этапах.

Какие существуют образовательные потребности обучающихся с НОДА?

1.Раннее выявление нарушений в развитии ребенка и максимально раннее начало комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.

2.Систематическая непрерывная работа над коррекцией двигательных, речевых, познавательных и других имеющихся у ребенка трудностей.

3.Включение специальных приемов, методов и средств воспитания и обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий) в коррекционную работу, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения.

4.Индивидуализация учебного процесса с учетом структуры нарушений, вариативности их проявлений, особенностей и возможностей каждого ребенка.

5.Формирование у педагогов образовательной организации специальных компетенций в направлении работы с детьми с трудностями двигательного развития.

6.Формирование толерантного отношения к ребенку с НОДА у сверстников и их родителей.

7.Особая пространственная и временная организация образовательной среды, включающая в себя:

– безбарьерную и безопасную архитектурно-планировочной среду;

– специальное оборудование, простые и сложные вспомогательные средства;

– щадящий временной режим образовательных нагрузок;

– оснащение рабочего места ребенка;

– охранительный режим физической активности;

– ортопедический режим и определение режима нагрузок в соответствии с рекомендациями лечащего врача.

Что такое ортопедический режим?

Ортопедический режим – это комплекс мероприятий, создающих оптимальные условия для развития опорно-двигательного аппарата и предотвращения прогрессирования двигательных нарушений. Соблюдение ортопедического режима направлено на создание правильных статических положений, восстановление, поддержание и расширение двигательных возможностей ребенка.

Организация ортопедического режима в условиях образовательной организации включает:

– проведение утренней гимнастики в начале дня (8-15 минут);

– контроль правильной позы ребенка за столом;

– ношение ортопедической обуви, использование ортезов, корсетов в соответствии с рекомендациями ортопеда;

– проведение физкультурных пауз в течение дня с включением коррекционных упражнений;

– самостоятельная двигательная активность ребенка в течение дня.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.