Какие нарушения органов зрения часто встречаются у обучающихся в инклюзивной среде?
Трудности инклюзии детей с нарушением зрения в процесс воспитания и образования в условиях общего образовательного учреждения, прежде всего, связано с учетом индивидуальных особенностей детей указанной категории, структуры и степени их нарушения.
Какие трудности возникают у детей в зависимости от нарушения зрения?
- Миопия (близорукость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.
Трудности:
- дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске;
- характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве;
- учащиеся быстро утомляются при чтении, письме;
- дети рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
- Гиперметропия (дальнозоркость) – дефект зрения, при котором ребенок плохо воспринимает увиденное вблизи.
Трудности:
- сужено поле обзора, поэтому детям приходится рассматривать картины и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
- Астигматизм– заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушено: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).
Трудности:
- детям сложно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках;
- дети часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.
- Косоглазие – заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения (амблиопия) – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино.
Трудности:
- при нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель;
- при косоглазии снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
- Нистагм– спонтанное колебание движения глаз.
Трудности:
- при нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, трудности при чтении и письме.
- Слабовидение– значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов возможно в пределах от двух до пяти метров в очках.
Трудности:
- детям сложно ориентироваться в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.
Для всех детей указанной категории характерна разная острота зрения, малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.