Методический вектор образовательной интеграции

Какие виды работ вызывают трудности у обучающихся с нарушением слуха?

Дети с нарушением слуха имеют свои особенности. Они лучше воспринимают материал и задания на зрительной основе, хуже выполняют задания, предъявляемые на слух. Поэтому основной задачей коррекционной работы на протяжении всего обучения у детей с нарушением слуха является развитие слухового восприятия. Все виды работ, которые выполняются на слух вызывают у них трудности и требуют либо тренировки, либо другой формы проведения.

Какие виды работ вызывают трудности у обучающихся с нарушением слуха?

Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст, а учащиеся записывают его на основе сложившегося раннее навыка письма.

Обучающиеся с нарушением слуха успешно справляются со словарным диктантом, а диктант текста на изученный материал вызывает трудности.

При написании диктанта обучающийся с нарушением слуха кроме орфографических ошибок делает и специфические ошибки. В классе бывает шумно и ребёнку с нарушением слуха очень сложно сосредоточиться, идёт очень сильная нагрузка на слух.

           Что можно сделать?

  1. Провести диктант индивидуально после уроков. Тогда у учителя будет возможность написать трудные слова для ребёнка на доске, диктовать текст на близком расстоянии, повторить предложение несколько раз в полной тишине, а у ребёнка будет возможность лучше услышать, считать с губ те слова, которые он недослышит.
  2. Провести зрительный диктант. Ребёнок несколько раз читает диктант,

потом пишет под диктовку. Эта работа тоже проводится индивидуально.

  1. Заменить диктант на контрольную работу. Пока обучающиеся в классе пишут диктант, ребёнок с нарушением слуха может писать контрольную работу по этой же теме.

           Изложение тоже вызывает трудности у обучающихся с нарушением слуха, если учитель его воспроизводит на слух.

 Что можно сделать?

  1. Дать возможность поработать с текстом зрительно. Выдать текст ребёнку на некоторое время, чтобы ребёнок познакомился с содержанием текста. Он выпишет сложные для него слова, составит план. (Но этому тоже необходимо учить ребёнка с нарушением слуха.)
  2. Индивидуально провести изложение после уроков. Прочитать текст не два раза, а больше.
  3. Записывать изложение по частям. (Так же можно проводить изложение в начальной школе.)

В данный период времени в рамках государственной итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку обучающиеся сдают изложение в аудиозаписи, но не у всех обучающихся есть слуховые возможности для восприятия чужой речи в записи. Именно поэтому важно готовить учеников с нарушением слуха к такому виду работы, индивидуально подбирая специальные методы и приемы.

Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.