В чем особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью?
Мотивационная составляющая личности формируется в течение всей жизни человека, благодаря мотивации человек решает жизненные задачи и достигает успеха в любом виде деятельности. У детей процесс социализации всегда сопровождается интересом к окружающей действительности. В том случае, когда ребенок приступает к систематическому обучению, важнейшей составляющей становится мотивация к обучению. Проблема учебной мотивации никогда не утрачивала своей актуальности, в том числе и в силу своей значимости для оптимально эффективной организации учебного процесса.
Особенности становления мотивационной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью заключаются в следующем:
– преобладание внешней мотивации учения (красивый портфель, пенал, школьная форма и т.д.);
– доминирование игрового мотива учебной деятельности;
– поверхностное понимание сути учения, отсутствии познавательного интереса к учению.
Почему изучение учебной мотивации важно?
Изучение возрастных особенностей мотивации учебной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет большое значение для построения программы коррекции, направленной на личностное развитие детей, формирование их учебных интересов, активизацию познавательной сферы в процессе обучения. При этом важно, чтобы психолого-педагогическая работа в данном направлении осуществлялась с первых дней обучения ребенка в школе. Знание педагогом особенностей мотивационной сферы воспитанников позволит обеспечить их «мягкое» вхождение в образовательный процесс, доступность обучения, заинтересованность детей в постижении нового.
Какие диагностические методики можно использовать для исследования мотивов обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Наиболее подходящими являются следующие диагностические методики:
«Определение мотивов обучения» М.Р. Гинзбурга
«Цветные лепестки» И. А. Федоровой
«Лесенка побуждений» А.И. Божович, И.К. Марковой
Проективная методика «Что мне нравится в школе?» Н. Г. Лускановой
«Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой
Однако, не мене результативной для выявления мотивов обучения оказывается и беседа о школе, в которой можно задать следующие вопросы:
«Любишь ли ты ходить в школу? Почему?», «Некоторые ребята больше любят перемены, а некоторые уроки. А тебе что больше нравится?», «Зачем ты ходишь в школу?», «Где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?», «Тебе больше нравится писать буквы, читать, считать или (назвать личностно значимую для ребенка деятельность)?», «Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?».
С чего начать формировать мотивацию к обучению первоклассников с интеллектуальной недостаточностью?
Формирование мотивации к школьному обучению начинается за долго до поступления ребенка в первый класс и продолжается, как минимум, в начальной школе.
Известно, что социальные отношения между участниками образовательного процесса оказывают влияние не только на психологический климат в классе, но и на отношение каждого ребенка к школе и учению. Поэтому крайне важно формировать дружный детский коллектив, устанавливать положительные эмоциональные связи между всеми участниками педагогического процесса и формировать общее положительное отношение к школе, постепенно расставляя акценты не на внешних факторах школьной жизни, а на обучении.
Для значительной части первоклассников с интеллектуальной недостаточностью помощником в учебе выступает учитель (в чем отчасти проявляется конкретность мышления умственно отсталых детей: в представлениях детей с учебой связан именно учитель), это важно учитывать и формировать доверительные отношения между учителем и учеником.
Для первоклассников с интеллектуальной недостаточностью существенно значимой остается игровая мотивация учения, что представляется важным фактором организации образовательного процесса в первом классе.
Особого внимания педагогов и психологов требуют первоклассники, не пользующиеся помощью в учебе со стороны кого-либо, а также не имеющие друзей среди сверстников. Важно обратить внимание учителя на семейную ситуацию развития этих детей, соотнести ее с успеваемостью ребенка, проанализировать межличностное взаимодействие детей со сверстниками и, в зависимости от полученных результатов изучения и анализа, наметить психолого-педагогические мероприятия по взаимодействию с семьей, по коррекции коммуникативного и личностного развития первоклассника.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.